Русские головные уборы женские своими руками - Художник Галина Лопатина
Galinalopatina.ru

Художник Галина Лопатина
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русские головные уборы женские своими руками

Русские головные уборы женские своими руками

Поделиться в соц. сетях:

  • Технология выполнения
  • Вариант 1
  • Вариант 2
  • Видеоматериал

По мнению некоторых историков, идея кокошника была привезена византийскими купцами. Как бы там ни было, он считается традиционным русским головным убором. Замужние женщины на Руси с непокрытой головой не ходили. “Опростоволоситься” считалось и грехом, и позором. А кокошник считался привилегией незамужних девушек. При этом волосы частично открыты — для молодых девушек это было допустимо. Праздничный кокошник поражал своей нарядностью и красотой. Его расшивали жемчугом, украшали, насколько хватало фантазии. По этой причине большой и широкий головной убор был доступен только девицам из состоятельных семей. В статье рассмотрим, как изготовить русские головные уборы женские своими руками.

Технология выполнения

По своей форме головной убор напоминает веер:

  • Изготавливают самодельный кокошник из тонкого картона или с применением ленты из металла.
  • Основу делают из различных видов текстиля — холста, кумача, парчи или бархата.
  • Верхняя часть украшается так, как подсказывает фантазия мастерицы. Искусственный и натуральный речной жемчуг, стеклярус, бусы, парча, бисер, цветы — этот список можно продолжать и дальше.
  • С обеих сторон пришиваются ленты, которые нужны для того, чтобы надежно зафиксировать готовое изделие.

Важно! Есть кокошники с плетеным украшением, закрывающим весь лоб. Иногда изделие выполняют так, что полупрозрачная ткань полностью прикрывает волосы сзади.

Рассмотрим 2 техники изготовления: простую и несколько более сложную.

Вариант 1

Этот вариант изготовления русского головного убора связан со сборкой изделия из картона:

  • Выполните выкройку. Это совсем несложно, даже если у вас нет и намека на художественные способности.
  • Используя полученное лекало, перенесите контур на картон. Это — основа гребня. Далее полученный каркас будет использоваться как выкройка для изготовления из ткани передней и задней части головного убора. Из тканей лучше всего использовать атлас, парчу или сатин.

Важно! Вырезая детали из текстиля, обязательно учтите припуски на швы (1-2 см).

  • Предположим, вы хотите декорировать готовое изделие текстилем. Вырежьте из ткани цветы, звезды, геометрические фигуры.
  • Наклейте полученный декор на дублерин — для дополнительной жесткости.
  • Сшейте вместе переднюю и заднюю половины чехла, вырезанные из ткани. Материал перегибайте при этом внутрь. Оставьте нижний край не прошитым, чтобы можно было вывернуть изделие и надеть на каркас.
  • Наденьте чехол, сшитый из материи, на каркас из картона. Зашейте нижнюю часть. Можно выполнить это вручную.
  • С двух сторон пришейте резинки или ленты, которые будут удерживать на голове всю конструкцию.
  • Прикрепите декор. Украшают кокошник по направлению от краев к центру.

Важно! Не переусердствуйте с украшениями. Картон — не слишком прочный материал, поэтому большую тяжесть он вряд ли выдержит.

  • Если вы владеете техникой бисероплетения, украсьте лобную часть тонкой сеточкой из бисера.

к содержанию ↑

Вариант 2

Это — техника изготовления русского женского головного убора своими руками на каркасе из металла.

Итак, вам понадобятся:

  • Стальная 3-миллиметровая проволока.
  • Толстый картон.
  • Плоскогубцы.
  • Парча.
  • Ленты.
  • Декор.

Последовательность действий такая:

  1. Изготовьте из проволоки обод. Чтобы изделие получилось красивым, нужно, чтобы форма была выдержана идеально.
  2. Вырежьте из картона основу. Это — та часть изделия, которая прилегает к голове.
  3. Выкроите из ткани 2 детали основы. Нужно сделать это заранее, поскольку, когда основа будет пришита к ободку из металла, вряд ли удастся сделать точные выкройки.
  4. Пришейте основу из картона к металлическому ободку. Шаг стежка составляет 5 мм. Более частые стежки делать не нужно, поскольку картон попросту разорвется.
  5. По такому же принципу выполните верхнюю часть головного убора (гребень). После того, как все выполнено, пришейте его к проволочной основе.
  6. Сшейте все детали из ткани в единое целое. Аккуратно наденьте на основу.
  7. Пришейте нижнюю основу, а затем — ленточки.
  8. Последний этап — украшение уже готового изделия. Русский народный головной убор для девочки своими руками можно украсить так, как подскажет ваша фантазия.

к содержанию ↑

Видеоматериал

Вот так просто вы сможете создать оригинальный и милый кокошник для себя или своей дочки для тематического праздника. Ничего сложного в этом нет — попробуйте, и убедитесь.

Русские головные уборы женские своими руками

Народный костюм является важным историческим источником. Русский костюм может рассказать об эпохе, традициях, обычаях и нравах.

Мы очень любим рассматривать иллюстрации к народным сказкам. Однажды мы заинтересовалась одеждой, которая была на иллюстрации к русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Одежда совершенно не похожа на ту, которую мы носим сейчас. Родители объяснили нам, что такие наряды люди носили очень давно. Потом мы рассматривали русские народные костюмы в других книгах.

Весь костюм создать очень сложно, но вот головные уборы мы решили попробовать создать своими руками из доступных материалов.

Актуальность нашей работы заключается в том, что изучая русские народные головные уборы, мы больше узнаем об истории России и жизни русских людей.

Цели работы: изготовление образцов женских головных уборов в натуральную величину в технике квилинг.

Задачи:

Изучить теоретический материал по теме «Русский головной женский убор»;

Изучить правила кроя головных уборов;

Изготовить выкройки, изделия и подобрать украшения.

История русских головных уборов

Головной убор нёс идею неба, изображения солнца мирового древа, устремляющегося в небо, изображающего птицу. Сами названия женских головных уборов являются «птичьими»: «кокошник» ( от «кокошь»- петух, курица), «кика», «кичка» (утка) и т. п. Часто, головные венчики окружающие голову, рассматриваются, как символ горизонта, круговой линии соприкосновения неба с землёй.

Головной убор в женском русском национальном костюме — это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Головной убор мог сказать человеку, смотрящему на женщину, из какой губернии она прибыла, каково ее социальное положение, примерный достаток, но самое главное — замужняя ли это женщина или девица на выданье.

Замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить, платок давал женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, добавлял женственности, скромности и целомудрия.

Русские головные уборы

Основной женский головной убор девушек имел единую основу — венок (перевязка, очелья)

Коруна (коруна, обруч, чильце, почелок, ряска, венец) — славянский девичий головной убор, из того же ряда, что и венок

Кичка — головной убор на твердой основе, отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п.

Борушка (морхатка, моршень, сборник — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кокошников-сборников.). Мягкая шапочка, расшитая золотыми и серебряными нитями

Сорока — старинный русский головной убор замужних женщин

Намётка (намитка) — старинный традиционный женский головной убор восточных славян. Представляет собой полосу из очень тонкого белого кужельного полотна, завязанного особым образом вокруг головы

Повойник (повой, повоец от повивать; укр. очіпок; белор. каптур) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы

Убрус — часть головного убора замужней женщины — полотенце, прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40—50 см в ширину, богато украшенное вышивкой.

Кокошник — самый известный головной убор. Правда, в том виде, как мы его знаем, например, у Снегурочки, с косой наружу — современная выдумка. Кокошник в своем первоначальном виде — шапочка на голову.

Однорогий кокошник — шикарный головной убор для замужней женщины, волос сзади прятались под платок. Вышивка, количество драгоценностей и размер показывал социальное положение женщины.

Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась затылочная часть кокошника

Кокошник — праздничный головной убор и бывает он разных видов: однорогий кокошник, двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.

Холодная русская зима делала необходимыми теплые головные уборы. Это были прежде всего меховые шапки. Часто верх их делали матерчатым, украшенным жемчужными и золотыми шнурами и нитями а, иногда и драгоценными камнями. Женские шапки были одеждой знатных горожанок – боярынь и боярышень. Народ попроще обходился платками.

Практическая работа

4.1. Выбор идеи

Просмотрев более распространенные традиционные русские женские головные уборы, мы выбрали модели, которые можно выполнить из бумаги. Решили показать те головные уборы, которые носили незамужние девушки, и те, которые предназначены для замужних женщин. Наш выбор пал на головные уборы:

коруна (фото1)

Кичка рогатая (фото2)

Перевязка (фото3)

Повойник (фото4)

4.2. Материалы, инструменты

Квиллинг — это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат. Вам не понадобятся дорогостоящие инструменты и специально оборудованное рабочее место. Для того чтобы сделать работу нам понадобилось следующие материалы и принадлежности:

1.Бумажные ленты

Использовались ленты шириной 3 мм разных цветов теплой и холодной гаммы.

2.Приспособление для закрутки лент.

Инструмент для закручивания бумажных спиралей. При желании можно сделать простейший инструмент из использованного стержня, сделав надрез канцелярским ножом.

3.Картон красного цвета для выполнения основной формы головного убора.

4. Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага позволит имитировать ткань при изготовлении повойника и перевязки.

5. Цветная самоклеящаяся бумага золотого цвета с блестками для декоративной полосы в повойнике под имитацию золотого шитья.

Удобнее всего работать маленькими ножницами с острыми кончиками.

7.Белый клей ПВА.

Этот клей не оставляет пятен при высыхании.

Правила техники безопасности.

Правила работы с клеем:

При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

Читать еще:  Выкройка блузки с цельнокроеным рукавом

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила работы с ножницами:

Храните нож в определённом месте.

Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

Клади ножницы кольцами к себе.

Передавай ножницы кольцами вперед.

Не играй ножницами, не подноси к лицу.

Используй ножницы только по назначению.

Не оставляй ножницы раскрытыми.

Ножницы должны иметь скругленные концы.

4.3. Технология изготовления традиционных женских головных уборов

Взяли красный картон формата А 4 и сделали выкройку

Приклеить в середине основной формы повойника клеим полосу 15 мм из самоклеющейся бумаги золотого цвета для имитации золотого шитья.

По верхнему краю повойника приклеиваем бумажную полосу 12 мм на которой будет находиться рисунок из элемента «глаз» (см приложение). Для выполнение этого элемента украшения понадобится, 20 полос бумаги голубого цвета. Элемент «глаз» располагается в виде волны.

Приступаем к выполнению элемента «изогнутая капля» (см приложение).

Нам необходимо изготовить из 11 бумажных полос белого и темно синего цветов, элемент «изогнутая капля». Изготовленные элементы располагаются между полосами белого и золотого цвета на основной форме повойника. Рисунок строится чередованием с переворачиванием белых и темно синих элементов.

«Свободная спираль» (см приложение) завершает узор и располагается под золотой полосой на основной части повойника.

На лобной части повойника для расставления акцентов приклеивается бумажная полоса розового цвета.

Приступаем к изготовлению задника. Задняя часть повойника берется из оставшейся части формата А4. Получившаяся изогнутая полоса из картона приклеивается с помощью клея ПВА к основной части повойника. Сзади помещается бант из гофрированной бумаги сделанный заранее.

Завершающим этапом идет изготовление имитированного платка из гофрированной бумаги, который крепится к верхней части повойника. Для изготовление «платка» потребуется, гофрированная бумага шириной 550 мм и высотой 500 мм. в нижней части «платка» имеется закругление а верхняя приклеивается в складку с помощью клея ПВА к верхней части головного убора.

Взяли красный картон формата А 4 и сделали выкройку

Основным украшение коруны стали три цветка, выполненные из бумажных полос темно голубого цвета. Для изготовления цветов потребуется 21 элементов «глаз» с сердцевиной из плотной спирали желтого цвета. Дополнением к цветкам изготавливаются 3 лепестка из зеленных бумажных полос в количестве 9 штук. Элемент для лепестков взят «глаз».

По контуру головного убора располагаются чередующиеся элементы «глаз» оранжевых, бежевых и светло желтых цветов в количестве 25 штук.

По нижней части коруны расположена бумажная полоса желтого цвета на которой расположены «тугие спирали» из 5 красных и 5 зеленых бумажных полос чередуясь на одинаковом расстоянии.

Верхушку головного убора венчает узор из центрового элемента «глаз» расположенного в вертикальном положении и по сторонам расположились элементы «тугая спираль» две штуки из полос бумажных желтого цвета.

Из второго листа картона красного цвета дублируется основная форма коруны и приклеивается на клей ПВА к обратной стороне.

К задней части головного убора приклеивается на клей ПВА полоса шириной 35 мм и длиной 250 мм.

Кичка рогатая

Взяли 3 формата красного картона А 4 прорисовали на изнаночной стороне выкройку

Соединяем две рогатые основных части между собой на клей ПВА и сверху приклеиваем верхнюю часть, подгоняя ее к основной.

Приступаем к выполнении узора. В середине переднего полотна проходит полоса белого цвета, на которой, выполнен узор в виде свободных спиралей в количестве 10 штук красного цвета. Спирали располагаются равномерно по всей полосе, между ними находятся тугие спирали.

В верхней и нижней части головного убора проходят полосы с элементом «глаз». Узор выстраивается в виде волны из белого цвета.

Дополняют общую композицию полосы из золотой самоклеющийся бумаги имитируя золотое шитье.

Взяли картон формата А4 розового цвета и вырезали полосу 100 мм.

На основную часть перевязки расположили узор в виде трех цветов из бумажных полос темно голубого цвета в количестве 21 штук. Узор выполнен из элементов «глаз». К каждому цветку приклеиваются на клей ПВА 3 элемента «глаз» из бумажных полос зеленого цвета.

По нижней и верхней части выполнены бумажные полосы желтого цвета шириной 5 мм.

В верхней части перевязки с помощью гофрированной бумаги шириной 35 мм , выполняются складки служащие для украшения головного убора.

С обратной стороны приклеивается полоса для фиксации на голове модели шириной 35 мм.

Экологическое обоснование

Бумага экологически чистый продукт поэтому не оказывает отрицательного влияния на здоровье человека. Творчество это прекрасный способ не только для проявления своих талантов, но и способ психологической разгрузки после тяжелого учебного дня. А техника планов.

18 фотографий роскошных женских головных уборов из русского народного костюма

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В старину на Руси девушки и женщины любили роскошные наряды не меньше, чем сегодня. Особое внимание уделялось головным уборам. Их делали их лучших тканей, украшали серебряным и золотым шитьём, пайетками, бисером и жемчугом. В нашем обзоре 18 фотографий головных уборов, которые носили женщины пару сотен лет назад.

В русском народном костюме особое место занимал женский головной убор. Глядя на него можно было определить, из какой местности его владелица, сколько ей лет, её общественное и семейное положение.

Традиционно форма русского народного головного убора сочеталась с причёской. Девушки заплетали косу, а их головной убор чаще всего выглядел как перевязка или обруч с открытой макушкой.

Замужние крестьянки заплетали две косы и свёртывали их спереди в пучок. Головной убор должен был полностью скрывать полосы замужней женщины. Традиционные женские головные уборы в русском народном костюме состояли, как правило, из нескольких частей.

Кичка – часть кичкообразного головного убора на твёрдой основе. Кички отличались разнообразием фасонов. Они были рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала – фантазийность решений были безгранична.

В Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской губерниях носили, как правило, рогатые кички. В Вологодской и Архангельской — копытообразные кички. Последние исследователи связывают с финно-угорскими предками (X – XIII вв), у которые были аналогичные головные уборы.

Сорока – так называлась верхняя украшенная головного убора. Она изготавливалась из ткани и натягивалась на кичку.
Ещё один элемент кичкообразного головного убора – позатыльник. Он выполнялся из ткани (как правило, из парчи) или был бисерным. Позатыльник подвязывали сзади под сороку, чтобы скрыть сзади кички волосы женщины.

Кокошник в отличие от сороки был только праздничным головным убором, в том числе и свадебным. В северных губерниях его часто украшали жемчугом. Если кичку носили крестьянки, то купчихи и мещанки одевали на голову кокошник.

Кокошники изготавливали в монастырях или мастерицы в больших сёлах и продавали на ярмарках. К концу 19-го века кокошник практически полностью вытеснил кичку, а затем и кокошник ушёл с арены, уступив место платкам. Сначала платки повязывали поверх головного убора, а позже и как отдельный головной убор, заколов или завязав под подбородком.

Представить, как выглядели русские женщины можно, посмотрев галерею из 25 старинных фотографий роскошных русских красавиц в национальных костюмах .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Традиционный Народный Женский Головной Убор «Сорока»

    Валерий Шестаков 5 лет назад Просмотров:

1 Наталия Гусева Народные Традиции в Рукоделии Традиционный Народный Женский Головной Убор «Сорока» С выкройкой Каргопольской «Сороки» Наталия Гусева

2 1 Народные Традиции в Рукоделии Как сделать Традиционный Народный Женский Головной Убор «Сорока» своими руками С выкройкой Каргопольской «Сороки» Наталия Гусева

3 ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ. 2 ОБ АВТОРЕ. 3 ГЛАВА 1. О ТРАДИЦИОННОМ НАРОДНОМ ЖЕНСКОМ ГОЛОВНОМ УБОРЕ — СОРОКЕ. 3 ГЛАВА 2. КОЛЛЕКЦИЯ СОРОК ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ XIX ВЕКА ИЗ ФОНДОВ РЫБИНСКОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ- ЗАПОВЕДНИКА ГЛАВА 3. КАРГОПОЛЬСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ СОРОКА ГЛАВА 4. КАК СШИТЬ КАРГОПОЛЬСКУЮ СОРОКУ СВОИМИ РУКАМИ ГЛАВА 5. КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР СОРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ? В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИСТОЧНИКИ Наталия Гусева

4 3 ОБ АВТОРЕ Рада с Вами познакомиться! Я Гусева Наталия автор книги, которую Вы только что открыли. Несколько лет назад я начала серьезно задумываться о своих корнях, интересоваться альтернативной историей нашей страны, присматриваться к ремеслам. Мысли материальны, то, на что мы обращаем внимание, к нам притягивается. Так совершенно неожиданно для самой себя я оказалась в группе традиционного народного пения. А еще через пару лет я вдруг сказала себе хочу ткать! Откуда пришла это мысль до сих пор остается для меня загадкой. Я ни разу не видела вживую ткацких станков, не представляла, что это за процесс такой ткачество, но желание было непреодолимым! Наверное, началось пробуждение родовой памяти. Теперь я ткачиха-рукодельница. На данный момент специализируюсь в ручном бранном ткачестве. Это двухслойное ткачество, очень древняя технология, когда одновременно ткется белая основа и вручную набирается бранный красный орнамент (от слова брать, набирать нити). Это очень красивый вид рукоделия. И очень древний, гораздо древнее вышивки! В нем заключено волшебство народных традиций и мудрость наших предков! Вместе с ткачеством в мою жизнь вошел глубокий интерес к традиционному народному костюму, а в особенности, к древнему женскому головному убору. Этот интерес я и хочу передать Вам в данной книге. Надеюсь, что информация окажется для Вас полезной. Ведь древний традиционный женский головной убор это не только необыкновенная красота и женственность. Он также носит и глубокий сакральный смысл и значительно усиливает женскую энергетику. В нем ощущаешь себя тепло, комфортно и безопасно. В книге Вы не только познакомитесь с традиционным народным головным убором сорокой, с древними музейными экспонатами необыкновенной красоты, но и сможете сотворить для себя сороку своими руками. В ней содержится много красивых и познавательных иллюстраций и выкройка каргопольской сороки. Приглашаю Вас в увлекательное путешествие к нашим истокам, к мудрости наших предков! Наталия Гусева

Читать еще:  Темное пятно на экране ЖК телевизора

5 4 ГЛАВА 1. О ТРАДИЦИОННОМ НАРОДНОМ ЖЕНСКОМ ГОЛОВНОМ УБОРЕ — СОРОКЕ Сорока старинный традиционный народный головной убор замужних женщин. Он был широко распространен в центральной России. Сорока была самым богатым из женских головных уборов. К началу XX века сороку почти повсеместно заменил повойник. Рис. 1. Сорока в традиционном народном женском праздничном костюме. 19 век. Воронежская губерния Сорока чаще всего была составным традиционным народным головным убором. Основные предметы, образующие этот головной убор, — кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительные различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов.

6 5 Рис. 2. Составные части традиционной народной сороки: кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник Традиционный народный головной убор сорока род кички. Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твердое возвышение. Сзади кичка затягивалась, плотно облегая голову. Возвышение на передней части кички, называвшееся кичка, роги, сдериха, копыто, было разнообразно по форме: в виде лопаты (лопатообразные кички), конского копыта (копытообразные кички), рогов, направленных вверх, вверх назад (рогатые кички), а также в виде круга или полукруга (котелкообразные кички). В одном и том же районе могли бытовать разные варианты кичек. Сорока (макушка, привязка) верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась из двух-трех частей ткани. Передняя ее часть называлась чело, очелье, челышка; боковые части крылья; задняя часть хвост. Наряду с сороками в виде шапочек были распространены также сороки, сшитые не полностью: соединенными были только очелье с «хвостом» и «крылья» с очельем. Позатыльник (позатылень, подзатылень, колодка) прямоугольный кусок ткани, наклеенного или нашитого на твёрдую основу из картона, бересты, простеганного холста и т. п. Он укладывался сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывался тесемками вокруг кички под сорокой. Налобник (налобень, подчелок, налысник) неширокая (от 3 до 8 см) полоса холста, обшитая позументом, бусами, бисером, укладывавшаяся вокруг головы таким образом, что один ее край был прикрыт сорокой, а другой закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывались под позатыльником. Платок необходимая принадлежность сороки. Он появился в составе головного убора со второй половины XIX века, заняв место полотенца, ширинки.

7 6 Рис. 3. Разновидности сорок в Иллюстрированной энциклопедии «Русский традиционный костюм» Н. Сосниной и И. Шангиной Сорока была как праздничным, так и будничным головным убором замужних женщин всех возрастных групп. Будничные сороки шились обычно из дешёвого материала с минимальным количеством украшений и надевались, как правило, без позатыльника, а иногда и без налобника. Праздничные сороки, особенно сороки молодых женщин, были очень нарядными. Очелье сорок, позатыльник, иногда и верхняя часть украшались вышивкой, выполненной серебряными, золотными, шёлковыми нитками, гарусом, были унизаны блёстками, бусами, бисером. Кроме того, они обшивались лентами, позументом, цветной тесьмой с нашитыми на неё блёстками. Дополнительным украшением к сороке были пушки — шарики из гусиного пуха, высушенных желез диких уток; махры — помпоны, кисти из разноцветного гаруса; косицы — кисточки из пёрышек селезня, конского волоса или шерстяных нитей. Первый раз сороку полагалось надевать или в день венчания или на следующий день после брачной ночи. Обряд надевания её на молодую женщину происходил очень торжественно. Пожилые женщины заплетали молодушке две косы, укладывали их вокруг головы венком или складывали на темени, затем неторопливо надевали все части головного убора. Его надевание сопровождалось пением песен, в которых рассказывалось о том, что девушка распрощалась » со своей волей волюшкой, девичьей красой», стала замужней женщиной. На протяжении своей жизни женщина несколько раз меняла свою сороку. Одну она носила будучи молодухой, т.е. в первый год семейной жизни. После рождения первого ребёнка она надевала несколько иной головной убор. Затем головной убор менялся после рождения четвёртого — пятого ребёнка. Старуха, т.е. женщина уже не способная к рождению детей, надевала сороку, указывающую на её возраст. Сороки женщин разных возрастных групп отличались количеством украшений, цветом, иногда формой, манерой ношения платка. Сорока — один из самых древних русских головных уборов в народной традиции. Судя по археологическим материалам, он был известен на Руси еще в XII веке, а может быть и в более раннее время. Принято считать, что в Древней Руси и в эпоху средневековья сорока была распространена по всей территории расселения русского народа и была известна как в городах, так и в селах. В XIX веке сорока была только крестьянским головным убором. Территория её распространения была достаточно широка. Она была известна местами в северных и центральных губерниях Европейской России, в Забайкалье, Тобольской губернии. Однако наибольшее распространение она получила в южнорусских

8 7 губерниях, где была основным головным убором замужних женщин. В каждой местности сорока имела свои особенности. Необычную «сороку», больше похожую на головной убор индейского вождя или хвост павлина, носили представительницы этнографической группы новосильких казаков, жившей в ряде сел бывшего Новосильского уезда Тульской губернии. Рис. 4. Село Вышняя Залегоща Новосильского уезда Тульской губернии. Фотоархив РЭМ Исследовавший в 1902 году эти края Н. М. Могилянский писал «Гораздо полнее сохранился женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда, где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский обряд сохранился в поразительной полноте и разнообразии и до сих пор пользуется всеобщим признанием. На помещенных здесь снимках изображена замужняя женщина в праздничном костюме, в сороке, головном уборе, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки.между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих золотных головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро».

9 8 ГЛАВА 2. КОЛЛЕКЦИЯ СОРОК ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ XIX ВЕКА ИЗ ФОНДОВ РЫБИНСКОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ- ЗАПОВЕДНИКА Приглашаю Вас познакомиться с уникальными традиционными народными сороками из фондов Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, чтобы увидеть своими глазами, какими живыми, красивыми, удивительными и женственными были головные уборы наших прапрабабушек. Рис. 5. Сорока гг. Материал: холст, ситец, позумент, кумач, сукно, нить шелковая. Техника: вышивка крестом, отделка блестками. Россия, Тверская губерния Рис. 6. Сорока. Вторая половина 19 века. Материал: ситец, холст, шерсть, бисер, блестки, галун золотной. Техника: вышивка полукрестом, вышивка блестками, вышивка бисером. Россия, Тверская губерния

10 9 Рис. 7. Сорока гг. Материал: холст, ситец, позумент, блестки, нить золотная, ткань шерстяная, кумач, волос конский. Техника: шитье золотное в прикреп по карте, плетение из волоса. Россия, Тверская губерния

12 11 Рис. 8. Сорока гг. Материал: шелк, холст, атлас, позумент, блестки, тесьма, нить золотная. Техника: шитье золотное в прикреп по карте, отделка блестками. Россия, Тверская губерния

13 12 Рис. 9. Сорока гг. Материал: пестрядь льняная, ситец, кумач, позумент, блестки, нить золотная, нить шелковая, нить шерстяная. Техника: шитье золотное в прикреп по карте, шов полукрестом. Россия, Тверская губерния

14 13 Рис. 10. Сорока гг. Материал: шелк, холст, ситец, кумач, бархат, тесьма, кружево золотное, блестки, нить золотная. Техника: шитье золотное в прикреп и на проем, отделка блестками. Россия, Олонецкая губерния Рис. 11. Сорока гг. Материал: кумач, шелк, коленкор, позумент, нить золотная, бахрома, бисер. Техника: шитье золотное в прикреп и на проем. Россия, Олонецкая губерния

15 14 Рис. 12. Сорока е гг. Материал: холст, ткань х/б, лента шелковая, нить золотная, нить льняная, нить шелковая. Техника: шитье золотное в прикреп по карте, вышивка крестом. Россия, Тверская губерния Рис. 12. Сорока — часть костюма рыбинской купчихи. Конец 19 века. Материал: холст, лента шелковая, нить золотная, позумент, блестки, бисер. Техника: шитье золотное в прикреп по карте, отделка блестками, отделка бисером. Россия, Ярославская губерния, г. Рыбинск

16 15 Рис. 13. Сорока-золотоломка. Конец 19 века. Материал: тафта, ситец, холст, кумач, нить золотная, нить бумажная, позумент, блестки. Техника: шитье золотное в прикреп и на проем. Россия, Ярославская губерния

17 16 ГЛАВА 3. КАРГОПОЛЬСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ СОРОКА С середины 16-го и до начала 19-го века Каргополь был важным торговым центром северной Руси. Поэтому традиционный народный костюм, сформировавшийся там, был очень богатым и состоял из большого количества деталей. Самой сложной вышивкой и богатством отличались женские головные уборы. По ним определялся статус в обществе и имущественное положение семьи. Полностью каргопольская сорока состоит из трех деталей. Сначала надевается шапочка-сдериха, которая, с одной стороны, выполняет роль повойника (стягивает и скрывает волосы), и с другой стороны, ее жесткий козырек («копытце») надо лбом создает жесткую основу для особой формы узорного очелья. Сдерихи полностью скрывались под следующими деталями, и поэтому шились из самых дешевых и доступных тканей. Собственно сорока — это кумачовый платок сложной формы, похожий в разложенном виде на птицу (отсюда, видимо, и название), с богато украшенным очельем. На основу очелья использовались самые дорогие и узорчатые ткани (миткаль, шелк или бархат малиновый, красный, голубой, белый). Украшалось очелье жемчугом и/или золотным шитьем.

18 17 Рис. 14. Каргопольская сорока: общий вид, шапочка-сдериха, сама сорока, очелье с золотным шитьем, сайт

19 18 ГЛАВА 5. КАК СШИТЬ КАРГОПОЛЬСКУЮ СОРОКУ СВОИМИ РУКАМИ Рис. 15. Выкройка «Каргопольской сороки» из журнала «Чудесные мгновения». Вып.2, 2003 г.

20 19 ГЛАВА 6. КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР СОРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ? Традиционный народный головной убор сорока очень органично вписывается в современный стиль одежды как городской, так и сельской женщины учитывая все возрастающий интерес к народной одежде. Сорока смотрится очень красочно, привлекательно и женственно. Посмотрите сами! Рис. 16. Стилизованные сороки в современной одежде. Из просторов интернета.

Читать еще:  Что нельзя мыть в посудомоечной машине?

21 20 Рис. 17. Стилизованная сорока с очельем в технике бранного ткачества, выполненная автором книги Гусевой Наталией Более подробно о создании традиционного народного головного убора — сороки своими руками Вы можете узнать из Мастер-класса по изготовлению стилизованной сороки, который можно будет купить в январе 2015 года а блоге автора книги Наталии Гусевой: Не пропустите!

22 21 В ЗАКЛЮЧЕНИЕ Спасибо за то, что Вы читаете мою книгу! Буду рада вновь видеть Вас на моем блоге «Народные традиции в рукоделии»! Надеюсь, что эта книга оказалась для Вас полезной и вызвала дальнейший интерес к традиционному народному костюму и к древнему женскому головному убору сороке, в частности. Если Вы захотите сшить себе стилизованную сороку своими руками, приобретайте в январе 2015 года платный мастер-класс по шитью сороки на главной странице моего блога. Стоимость мастеркласса 500 руб. До новых встреч! Наталия Гусева ИСТОЧНИКИ Сайт Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музеязаповедника Сайт РЭМ Сайт Журнал «Чудесные мгновения» (вып.2, 2003 г.) Маслова Г. С. «Орнамент русской народной вышивки». М., 1972 Материалы Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея. Могилянский Н. М. «Поездка в центральную Россию для собирания этнографических коллекций» Материалы по этнографии России. Под редакцией Ф. К. Волкова. Том 1.- Издание этнографического отдела Русского музея императора Александра III СПб 1910 год Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия Этнографический и географический очерк г.каргополя Олонецкой губернии, составленый и изданый С.П.Кораблевым. М., 1851., переизд. Архангельск, 1993.

Русский женский головной убор. Часть 3

Уж сколько раз твердили миру: «Не говори «ГОП», пока не перепрыгнешь!». А вот, наобещала, а потом хочешь – не хочешь, успевай к обещанному сроку.

Итак, часть третья, заключительная, с постскриптумом.

17) Принимаемся за позатыльник.

Складываем попарно ленточки лицом кверху так, чтобы одна на миллиметр заходила на другую, скрепляем и сшиваем мелкими стежками (2 – 2,5 мм) через край. Стараемся сделать это ровно, потому, что… понятно, короче. Утюжим шов. Так же со второй парой ленточек. А теперь сшиваем пары между собой. Утюжим. Такая последовательность мне видится наиболее рациональной. Можете сшивать в другой последовательности, если вам удобнее.

Прикалываем наши сшитые ленточки на ситец в горошек или в цветочек и выкраиваем точно такую деталь, прибавляя по длинным сторонам припуски 1 см.

Смётываем многоцветную ленту и цветной ситец, одновременно подгибая края внутрь. Верхнюю сторону смётываем прочной ниткой. Эту намётку лучше делать очень мелкими стежками, чтобы потом мы за эту же нитку и стянули сборку.

Пришиваем бархатную (или хлопковую) ленту по краю этого сооружения, швом через край, захватывая оба слоя, на углах делаем защипы для того, чтобы наша бархатная ленточка красиво огибала уголки. Концы бархатной ленты припаиваем зажигалкой или спичкой, чтобы не осыпались и/или прячем любым известным нам способом.

18) У нас остался небольшой кусок бархатной ленты. Делим его пополам и пришиваем к углам очелья. Проверьте, чтобы у вас хватило длины для завязок (приблизительно по 25 см). Свободный конец можно припаять и завязать узелком, а можно пришить бусину.

Эти завязки позволят нам корректировать плотность прилегания головного убора. Я бы на этом месте не удержалась и примерила. 🙂

19) Теперь наша задача пришить пуговки и пайетки. Пришиваем как показано на фото: одна пуговка, две пайетки.

2 0) Бисерные зубчики. По краю черной бархатной ленты нанизываем зубцы из мелкого бисера.

21) Время пришивать позатыльник (оборку).

Для начала разделим линию пришива на 4 части и отметим булавками или нитками, чтобы проще было распределять оборки. Наметим на очелье крайние точки крепления позатыльника. Это лучше сделать, надев головной убор. Оборка должна полностью и надежно прикрывать уши, волосы и шею от посторонних взглядов. На уровне переднего края уха ставим отметки. От нижнего края отступаем 2, 5 см. Делим линию пришива на 4 части и совмещаем с отметками на оборке. Между этими разметками равномерно распределяем сборки. Часть оборки будет перекрывать декоративную полосу. Крепко пришиваем двойной ниткой.

22) Теперь пришло время прикрыть предыдущий шов. На оригинальном головном уборе за основу была взята толстая нитка, а на неё навязывались петли с бисером. И потом вся эта конструкция прикреплялась по линии пришива позатыльника. Но я, как ни крутила, так и не смогла понять как это делается. Уж простите! Тут я застряла. Поэтому делаем понятнее. Нанизываем на разноцветные нити для вязания бисеринки. Наматываем на два пальца или линейку несколько (допустим, четыре) витка цветной нитки. В середине каждой петельки оставляем по бусинке. И соединяем вместе столбиком без накида. Наматываем снова несколько витков, опять собираем их вместе следующим столбиком. Повторяем до тех пор, пока не наберется необходимая длина. Бахрома должна быть пушистой, не жиденькой и не длинной, чтобы хорошенько прикрыть шов. Цвета в бахроме чередуются через каждые пару-тройку сантиметров. Как-то так.

На следующей картинке видно, что они собраны вместе рядом столбиков.

Уже красота получается! Но это ещё не всё!

Терпения вам! Осталось всего ничего .

Кстати, вы ещё со мной? Или я уже сама с собой разговариваю? 🙂

23) Самая яркая и привлекательная часть – большая кисть. Это сложное, по моим меркам сооружение, крепится перед оборкой. Попробую изобразить схему. Чтобы кисть была пышнее, делаем на каждой нити зубчики.

Вот таких нитей нам с вами понадобится от семи и до тех пор, пока игла будет проходить в большую бусину. В зависимости от размеров бисера кисть может быть толще или тоньше. В самом начале и каждый раз, поднимаясь к основанию кисти после каждой висюлины, оставляем хвостик. Когда толщина кисти нас устроит, эти хвостики мы сплетём между собой и за них пришьём кисть к ткани. Кисть должна свободно колыхаться при движении.Кисть не обязательно делать полностью из бисера, параллельно можно использовать мелкие бусины, как это было в оригинале.

И тут я подумала, а действительно ли этот головной убор повседневный? Попробуй понаклоняться над домашними делами с такими-то кистями. Эх! Плачет по мне этнографическая взбучка!

Повторяем процесс для второй бисерной кисти.

Пришиваем кисти, отступив от оборки приблизительно 1 см.

24) Теперь не менее интересная кисточка — черная. Это одна из самых важных деталей в кокошнике. За них натягивают/тянут головной убор, чтобы он сидел на голове как положено. Это такие рабочие лошадки, чтобы не повредить вышивку и длинные красивые кисти.

Сначала набираем цепочку из крупного бисера (№8), как показано на схеме. С одной стороны колец у нас одиночные бусины, с другой – двойные. Длиной около 15 – 20 см. чем длиннее цепочка, тем пышнее будет кисть.

В итоге, когда мы разложим эту цепочку на стол, должна получиться вот такая дуга. Мы её сейчас соединим в круг.

25) И вот сейчас нам бы приспособить какую-нибудь линейку шириной 3,5 – 4 см и очень крепкую нитку (лучше №10). Оставляем в начале небольшой хвостик нитки. Цепляем за одиночную бусину нашей цепочки, обводим вокруг линейки, цепляем за следующую одиночную бусину, потом опять через линейку. В общем, затея неудобная, тут приноровиться надо. Можете придумать свой способ.

Когда все одиночные бусины зацеплены, конец нити продеваем в иглу и начинаем снимать петли с линейки по две – три, при этом скрепляя их между собой очень плотно швом цепочка. Или с помощью крючка воздушными петлями. Повторяю, очень плотно. Следим за тем, чтобы петли оставались одинаковой длины. Складываем получившуюся цепочку в несколько раз. Должна получиться кисточка как у рябины и при этом не должно быть выраженного узла сверху. Мы за эту цепочку будем пришивать кисть к внутренней стороне очелья.

Отступаем от большой кисти приблизительно 1,5 см и пришиваем как можно прочнее. Но следим, чтобы не сделать там выразительный бугор. Закрепляем нить.

ВСЁ! ПОЗДРАВЛЯЮ!

Теперь можно надевать кокошник и идти в пляс! Или как я, упасть на диванчик с выразительным выдохом «ФСЁ-О-О-О-О. » — кому что. Надеюсь, что на победный возглас у вас ещё есть силы! 😉

Благодарю всех, что дочитали столь сложносочинённый трактат. Это мой первый мастер-класс в интернете. Надеюсь, вам было понятно и интересно от начала до конца.

А я беру головной убор и иду в музей для этнографической головомойки.

И очень мечтаю, что мы с вами устроим в ближайшее время целую галерею кокошников или как там оно называется!

Добавляйте свои фотографии в комментариях!

С наилучшими пожеланиями, ваша МариКо ( Marina Kostina )

Постскриптум:

Пришла я в этнографический музей. Спросила специалиста по русскому народному костюму и. нет таких в Крыму. То есть нет таких, кто занимался бы этим узконаправленно. Никто из работников музея не решился дать точное название головному убору, хотя и предположили, что это кичка. Но посоветовали списаться с этнографическими музеями Орловской и Курской губерний. Этим теперь и займусь. Ещё вспомню, как пользоваться библиотекой. 🙂

Название меняю на » народный русский головной убор». А результаты моей переписки приведу уже в комментариях. Или, если будет что-то сверхинтересное — то в новой статье.

На этом пока прощаюсь с вами. Благодарю всех, кто поддерживал меня в этой работе, особенно KateKostina , которая помогла разобраться с бисерными схемами и фотографиями.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector